18 января 1555 г. издается серия законов о губной реформе. Ряд
приговоров усиливал меры наказания, предписывали ужесточить контроль над
губными старостами и их деятельностью. Одной аз важнейших задач стала
защита феодальной собственности от хищения.
В те же 1555-56 гг. наряду с губной происходило осуществление и
земской реформы, приведшее к ликвидации системы кормлений. Расширялся круг
выборных лиц земской администрации. Наряду с земским старостой и дьяком
предписывалось избирать целовальников. Стремясь добиться заинтересованности
в исправном отправлении судебных обязанностей и сбора оброка,
правительство распорядилось освободить пашню земских старост от податей и
повинностей. С другой стороны, злоупотребления старост карались смертной
казнью. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной
мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. На
основных территориях Русского государства земская реформа оставалась
неосуществленной.
В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах
сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло
добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного
аппарата власти. Был сделан шаг по пути создания специальных органов
местного управления взамен “многочисленных кормленщиков, для которых
исполнение должностей наместников и волостей было эпизодом их военно-
служилой деятельности.”[15] В результате реформы основная масса дворян была
освобождена от “кормленных” функций, что повысило боеспособность и
увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции -
за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.
Военные реформы 50-х годов XVI в. были только первым приступом к
преобразованиям в армии. Когда в составе правительства Адашева усилилась
дворянская группировка, оказалось возможным углубить и расширить уже
намеченные раньше военные реформы. Эта реформа находилась в тесной связи
с отменой кормлений. Теперь военно-служилый человек получал компенсацию не
кормлением, т.е. не выполнением дополнительных судебных или административно-
финансовых поручений, а жалованием из казны за военную службу. Однако
реформа не была доведена до своего логического конца, т.к. имела одним из
следствий увеличение роли отрядов феодальной аристократии в составе
дворянской конницы. Но все же реформы русской армии привели к усилению ее
боеспособности и численному росту. Русская армия стала насчитывать 15 000
человек. Реформа потребовала создания специального штата правительственных
чиновников, которые могли бы обеспечить руководство военно-служилыми
делами.
Поскольку местничество приговором 1550 г. не отменялось, правительство
решило провести еще ряд мероприятий, имевших целью усилить контроль над
местническими счетами феодальной знати. Для этой цели в 1555 г. было
принято составление Государева родословца, куда должны были быть включены
все родословные росписи важнейших княжеско-дворянских фамилий. В
составлении родословца принимал участие Алексей Адашев, что подчеркивает
значение проводившегося мероприятия. Памятник наглядно отразил
компромиссную основу деятельности правительства А. Адашева. В его
вступительной части находилось “Сказание о князьях владимирских”, которое
должно было исторически обосновать венчание на царство Ивана Грозного.
Наряду с этим пространные родословные росписи княжеских и боярских
семейств, помещенные в Государеве родословце, как бы подчеркивали заслуги
представителей феодальной аристократии в строительстве Русского
государства. Значение Государева родословца приуменьшать нельзя.
Правительство Адашева получило теперь возможность контролировать
местнические счеты не на основе тех или иных словесных заявлений спорящих
лиц или отдельных документов из частных архивов, а на основании
официального справочника.[16]
Если Государев родословец был справочником по вопросам “родовитости
феодальной знати”, то роль справочника по вопросам службы играли разрядные
книги, обобщающая редакция которых - Государев разряд, составленный
одновременно с родословцем. Он должен был регулировать местнические
отношения феодальной знати. Помогая навести порядок в местнических счетах
знати, он фактически легализовал местничество и отразил тем самым
противоречивый, компромиссный характер деятельности правительства.
В ходе дальнейших реформ оформились 2 избы: Поместная, ведавшая
вопросами земельного обеспечения дворянства, и Разрядная, распоряжавшаяся
организацией военной службы.
Исходя из реформ центрального аппарата власти стали ясно
вырисовываться очертания приказного управления. В документах “изба”
становится уже нарицательным названием центрального правительственного
учреждения. С течением времени ведомства центрального управления стали
именоваться “приказами”. Термин “приказ” постепенно вытеснил название
“изба” из обихода.
Законодательные нормы Судебника 1550 г. по земельному и крестьянскому
вопросу не удовлетворили дворянство. Таким образом создаются новые
законопроекты, разрешавшие основные 3 вопроса, волновавшие широкие круги
феодалов: регламентация заемных операций, судьбы служилого и полного
холопства и мобилизация земельной собственности.
Если подвести итог второму периоду реформ Ивана Грозного, то придется
отметить, что в 1550-60 гг. правительство в большей мере проводит линию по
осуществлению требований широких кругов феодалов, чем в предыдущий период.
Неудача попыток решить земельный вопрос за счет ликвидации монастырского
землевладения поставила на очередь вопрос о наступлении на земельные
богатства феодальной аристократии. Были созданы дворянские и посадско-
черносошные органы местного управления. Старый территориально-дворцовый
центральный аппарат власти с Боярской думой во главе вынужден был уступить
свои позиции дьяческой приказной администрации.[17] Уложением о службе и
другим военным реформам строго регламентировались служилые обязанности
всего без исключения служилого класса. Родовитая знать оказалась в опасном
положении, окруженная дворянством.