Поиск

Друзья сайта

Пятница, 20.10.2017, 11:49
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Иван Грозный

ПЕРВЫЕ РЕФОРМЫ ИЗБРАННОЙ РАДЫ

Сын Василия III – Иван IV нормально стал правителем государства в три
года, после смерти отца в 1533г. Практически он начинает править в 1547г.,
после венчания на царство и принятия титула «царь» (позже появится прозвище
«Грозный»). Его задачей становится укрепление самодержавной власти. В
начале правления царь пытается реформировать Россию, представив свое
правление как выражение общественных интересов. Он создает так называемую
«Избранную раду», в которую входили его сторонники, в частности митрополит
Макарий, духовник Сильвестр и дворянин Алексей Адашев.
Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27
февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская
дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне
(очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”)
было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение
Русского государства в сословно-представительную монархию, создание
центрального сословно-представтельного учреждения. Чрезвычайно важно было
то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с
санкции представителей господствующего класса, в числе которого
значительную роль играли дворяне.
Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в
дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно
не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться
рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена
подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное
оформление сословных привилегий дворянства.
В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если
человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается
особая Челобитная изба, которой ведал А.Адашев и, возможно, Сильвестр.[1]
Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле.
Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у
Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем,
Адашев в 50х годах XVIв. фактически возглавлял деятельность государственной
казны.[2] Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с
реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные
на имя государя, здесь же по ним принимались решения - Челобитная изба была
своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом,
надзиравшим над другим правительственным учреждением.
Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного
собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и
рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного
движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой
падающий авторитет.
После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г.
развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и
деревне заставил возобновить проведение губной реформы, после торжества
Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам
Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния
дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных
старост из числа детей бояр.
Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а
не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе
централизации управления.[3] Однако часть изб не порывала окончательно с
территориальным принципом управления.
1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии
духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно
которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и
других городах. Но крупные монастыри сохраняли привилегии.
К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса,
подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект
Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить
возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы
поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.
Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова,
защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов,
кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием,
- вот некоторые из предложений этого “воинника”-публициста, выражавшего
думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-
гуманистическим движением.[4]
Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов,
которые должны были восстановить порядок, существовавший при Иване III и
Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве,
означала, что реформам старались придать вид мероприятий, направленных
против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены”
несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки об отмене местничества в проекте изгалялся ряд
соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве.
По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных
владений (вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения размеров владений
и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было
перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить
малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные
вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не
получил.
К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин
(мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями
Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания
экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-
денежных отношений.
Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно
констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить
земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию
и государственные финансы.